Им стал железнодорожный переезд возле села Елизаветполька. К высшей отраслевой награде – «Почетный железнодорожник» – у дежурного по переезду Татьяны Хитрик добавилась правительственная: звание «Заслуженный работник транспорта РФ»
К высшей отраслевой награде – «Почетный железнодорожник» – у дежурного по переезду Татьяны Хитрик добавилась правительственная: звание «Заслуженный работник транспорта РФ».
А начиналось все… с «города невест». В семидесятых годах прошлого столетия многие южноуральские девчонки, особенно из сельской местности, чуть ли не целыми классами отправлялись в Ивановскую область и устраивались на текстильные фабрики. Не обошло стороной это поветрие и Татьяну Хитрик из старинного казачьего села Елизаветполька, что в Карталинском районе.
– Подруги поехали, и я за ними потянулась. Мне тогда было-то пятнадцать лет. Ветер в голове, не понимала, что делаю. Но уже хотелось мир посмотреть и себя показать. Да и домашние особо не сопротивлялись моему решению, – вспоминает Татьяна Михайловна.
Взяли ее мотальщицей на ткацкий комбинат, дали место в общежитии. И потекла от смены к смене рабочая жизнь. Однако подружки быстро затосковали по дому и одна за другой стали возвращаться в родное село. Татьяна продержалась дольше всех – четыре года. В 1975 году вслед за подружками приехала обратно в Елизаветпольку.
– Моя знакомая Тамара Соколова, которая работала дежурной по переезду, посоветовала пойти на железную дорогу, дескать, здесь стабильность и заработок неплохой, а там, глядишь, и мое место займешь. Вот так я и оказалась в Брединской дистанции пути, – продолжает Татьяна Михайловна.
Монтер пути – не женская работа. Каждое утро начиналось одинаково: Татьяна брала молоток, ключ, сигнальные флажки и отправлялась осматривать свои километры. Так пролетело восемь лет. В 1983 году сбылось подружкино обещание: Татьяне Хитрик предложили должность дежурной по переезду. И вот уже четверть века это главный пост в ее жизни.
– Татьяна Михайловна очень дисциплинированный и ответственный человек, – отмечает начальник отдела кадров
15-й дистанции пути Юрий Ширшов. – Охраняемый переезд содержит в отличном состоянии. Обеспечивает безопасность движения поездов, автомобилей и других транспортных средств.
Что такое «другие транспортные средства»? Да прогон скота, например. Или проезд негабаритных машин и механизмов: все-таки сельскохозяйственная зона – комбайны или тракторы со специфическими прицепами. А однажды заехал с соседнего карьера большегрузный самосвал с поднятым кузовом и собрал все провода, благо – не повредил контактную сеть.
– Среди водителей немало разгильдяев, которые так и норовят проскочить переезд перед самым носом подходящего поезда, – сокрушается Татьяна Михайловна. – С такими лихачами веду непримиримую борьбу. Записываю номера, рапортую дежурному по станции. Когда на переезде установили УЗП, стало намного легче, а главное – безопаснее.
Однажды, вглядываясь в проходящие поезда, заметила горящую буксу, связалась с машинистом по рации. Поезд остановили. При детальном осмотре выяснилось: еще чуть-чуть – и излом шейки оси колесной пары неминуем. За бдительность Татьяне Хитрик присвоили звание «Почетный железнодорожник».
Да разве это единственный случай? Благодаря бдительности, правильным и оперативным действиям ей удалось выявить многие нарушения, угрожающие безопасности движения поездов.
В течение 25 лет Татьяна Михайловна – общественный инспектор по безопасности движения поездов. И подготовила к самостоятельной работе уже троих дежурных по переезду. Есть надежда, что они станут такими же ответственными, бдительными и умелыми, как их наставница.